Обновлено: секрет вдохновения, или нейробиология выдающегося мастерства
Когда творишь или решаешь сложную задачу по работе, без вдохновения никуда. Иначе получится скучно, обыденно и серо. Пасмурно вместо радуги. Называть можно как угодно, но результат один: без вау-эффекта. Здорово было бы подключаться к источнику вдохновения в нужные моменты, правда?
Как раз об одном таком «колодце с живой водой» и способах найти вдохновение рассказывает Дэниел Гоулман, автор бестселлера «Эмоциональный интеллект».
Один композитор так описал моменты, когда ему работалось лучше всего:
Вы сами до такой степени пребываете в экстатическом состоянии, что чувствуете себя так, словно не существуете. Я переживал это много раз. Моя рука, казалось, жила собственной, независимой от меня жизнью, и я не имел никакого отношения к происходящему. Я просто сидел, наблюдая в состоянии трепета и изумления. И это состояние улетучивается само по себе.
Его описание удивительно схоже с описаниями сотен разных людей, мужчин и женщин — скалолазов, чемпионов по шахматам, хирургов, баскетболистов, инженеров, управляющих и даже делопроизводителей, — когда они рассказывают о каком-нибудь моменте, в который превзошли самих себя, занимаясь любимым делом. Подобные рассказы долгое время изучал Михай Чиксентмихайи.
Спортсменам известно состояние невыразимого наслаждения, когда превосходство достигается без малейших усилий, а толпа и соперники в это мгновение словно исчезают. Диана Роффе-Штейнроттер, завоевавшая золотую медаль в лыжном спорте на зимних Олимпийских играх 1994 года, финишировав в своем забеге в лыжной гонке, сказала, что ничего о ней не помнит, кроме полного расслабления. «Я ощущала себя водопадом».
Способность войти в поток вдохновения есть высшее проявление эмоционального интеллекта.
Говоря простым языком, эмоциональный интеллект — это совокупность наших эмоций и чувств. Наш ум будто разделен на две половины: одна из них думает («трезвый расчет»), а другая чувствует («зов сердца»). Поток вдохновения связан с использованием эмоций для помощи в работе.
В потоке вдохновения эмоции не просто сдерживаются и направляются в нужное русло. Они позитивны, пропитаны энергией и нацелены на решение насущной задачи. Попасть в ловушку тоски от депрессии или тревожного смятения означает быть отстраненным от потока вдохновения. Вдохновение — состояние самозабвения, противоположное тревожному размышлению и беспокойству. В такие мгновения людьми не овладевает нервозная озабоченность. Напротив, они так поглощены насущной задачей, что теряют всяческое самосознание, забывают о мелких заботах (здоровье, счетах и даже преуспевании) повседневной жизни.
В моменты вдохновения люди, можно сказать, лишаются своего эго. Как ни парадоксально, но в приступе вдохновения они полностью контролируют свои действия, хотя они и охвачены эмоциями.
Существует несколько способов войти в поток вдохновения.
Один из них заключается в намеренном сосредоточении внимания на том, чем вы занимаетесь. Возможно, сначала потребуется дисциплина. Нужно будет приложить усилие, чтобы успокоиться и сосредоточиться в достаточной мере — настолько, чтобы приступить к работе. Зато как только внимание жестко сфокусируется на задаче, оно обретает собственную силу, утихомиривая эмоциональное возмущение и до предела облегчая работу.
В состоянии вдохновения внимание сконцентрировано, но не напряжено. Такая концентрация полностью отличается от необходимости напрягаться с целью сосредоточиться, когда мы устали или скучаем или когда наше внимание осаждают назойливые эмоции — тревога или гнев.
Вдохновение приходит там, где занятия человека требует от него наиболее полного приложения сил и способностей. Поэтому по мере того, как растет мастерство, ему, чтобы войти в полосу вдохновения, требуются задачи повышенного уровня сложности. Если задача слишком проста, она вызывает скуку, если же чересчур трудна, то скорее тревогу, а не вдохновение.
Известно, что к достижению высшего мастерства в профессии или ремесле человека подталкивает возможность испытать вдохновение, радость и экстаз, приходящие с ним вместе. Мотивацией к достижению все большего успеха в любой деятельности, будь то игра на скрипке, танцы или сращивание генов, является, по крайней мере отчасти, возможность побыть в состоянии вдохновения во время работы.
Чиксентмихайи уверен: «Если художник, подходя к мольберту, прикидывает, за сколько продаст картину или что подумают о ней критики, ему не дано сказать свое слово в искусстве. Творческие свершения доступны лишь тем, кто всецело предан своему делу».
Если все время беспокоиться и переживать, то состояния потока и вдохновения не достичь. Нужно войти в позитивное эмоциональное состояние, чтобы сделать что-то выдающееся. Интересно, что это важно не только для работы, но даже и для учебы.
Если ученика привлекают знания, потому что сам процесс их получения связан с вдохновением и позитивом, он будет успешен. А вот если большую часть времени он испытывает тревогу (часто она связана с боязнью не справиться и необходимостью решать задачи, превосходящие возможности человека), то можно лишиться не только наслаждения от потока, но и ограничить уровень интеллектуальных задач, которые будут доставлять ему удовольствие в будущем.
Модель вдохновения предполагает, что достижение мастерства в любой профессии или творческой деятельности в идеале должна реализовываться естественным путем. Иными словами, нужно заниматься тем, к чему лежит душа. Невозможно насильно заставить себя поймать вдохновение там, где нет желания творить. Интерес — это ваш маяк. Пусть он освещает дорогу.
В более общем смысле умение направлять эмоции на достижение полезного результата есть главная одаренность, характеризующая мастера. Не важно, проявится ли оно в сдерживании побуждений и отсрочивании удовольствия; управлении своими настроениями, чтобы они содействовали, а не мешали процессу мышления и творчества.
P.S. Понравилось? Подписывайтесь на нашу полезную рассылку. Раз в две недели присылаем подборку лучших статей из блога.
По материалам книги «Эмоциональный интеллект»
Источник: http://lombardm-vl.ru